ПОДЕЛИТЬСЯ
Задержка рейса: 5 шагов, чтобы получить компенсацию

Авиабилет – это договор, который закрепляет взаимные обязательства между пассажиром и перевозчиком. Согласно его условиям, авиакомпания должна доставить вас по назначению или выплатить компенсацию, если не сможет этого сделать вовремя. Стоит ли удивляться, что перевозчики всеми силами стараются избежать отмены и задержек рейсов? Однако гарантировать стопроцентное соблюдение расписания перелетов не способен никто: слишком много факторов влияет на воздушные перевозки.

Задержка рейсов может произойти из-за непогоды, гражданских беспорядков, ошибок сотрудников аэропорта. Конечно, нарушение расписания происходит и по вине самих авиакомпаний, и тогда вы можете требовать возмещения лишних трат.

Выплатят ли вам компенсацию за задержку рейса, напрямую зависит от ее причины. И если вы понимаете, что самолет не поднимется в небо вовремя, не паникуйте. Уладить ситуацию помогут простые правила:

  • Не выбрасывайте посадочный талон и другие документы, связанные с перелетом.
  • Сфотографируйте табло с извещением или смс с информацией о задержке рейса.
  • Свяжитесь с офисом или представительством перевозчика и узнайте, почему вылет задерживается.
  • Зафиксируйте время, когда вы фактически прибыли на место.
  • Сохраните чеки, которые подтверждают, что перенос полета стал причиной дополнительных финансовых трат.
  • Не подписывайте документы и не соглашайтесь на льготы, которые подразумевают отказ от компенсации за задержку рейса.

В большинстве случаев перенос времени вылета – стрессовая ситуация, когда не до чтения бумаг и обдумывания условий. Особенно, если речь идет о ночном или раннем утреннем рейсе. Поэтому лучше не подписывать в аэропорту никаких бумаг. Перефразируя известное высказывание: все, что вы подпишете, может быть использовано против вас.

Права пассажиров при задержке рейса

На что рассчитывать при изменении времени вылета, подробно оговаривают такие законодательные акты, как Воздушный кодекс РФ, Федеральные авиационные правила, а также широко известном законе, защищающем права потребителей. Если произошла задержка рейса, вы можете:

  • Отказаться лететь. Тогда перевозчик вернет вам цену билета, даже если он изначально не предполагал такой возможности по инициативе покупателя. Но ведь и не вы нарушаете первоначальные условия договора!
  • Получить возмещение убытков и морального вреда. Потребовать от компании оплатить непредвиденные расходы, возникшие при задержке рейса, – ваше неотъемлемое право. Например, перевозчик должен компенсировать «потерянные» билеты на поезд, оплаченные концерты. К письменной претензии приложите копии документов, которые подтверждают ваши финансовые потери. Требовать возмещения расходов можно как в аэропорту вылета, так и по прилету. Если рейс внутренний, на это у вас есть целые полгода, но затягивать все равно не стоит.
  • Взыскать штраф с перевозчика. За несвоевременную доставку пассажиров законом предусмотрены штрафные санкции. Однако их может назначить только суд, и он не примет сторону истца, если задержка рейса произошла по причинам, которые не зависят от перевозчика. В эти причины входит также устранение поломок самолета.

Что полагается пассажиру

Каким бы ни был срок, на который задержали рейс, компания-перевозчик должна позаботиться о своих пассажирах. Она может предложить другие рейсы до места назначения, но на этом ее обязательства не исчерпываются. Никто не обязан проводить долгие часы в зале ожидания без воды, еды и связи из-за ошибок перевозчиков.

Пассажиры часто забывают еще и о таком нюансе. Если вы должны были сделать пересадку и опоздали на нее по вине авиакомпании, вам должны предложить рейс не до промежуточного пункта, но до конечного. Допустим, вы летели из Москвы в Нью-Йорк с пересадкой в Гамбурге, но самолет из Москвы не вылетел вовремя. Авиакомпании придется подыскать вам билеты до Нью-Йорка, ведь именно этот город был целью путешествия, и из-за перевозчика вы не успели на свой трансатлантический рейс.

Не забывайте: вы можете с чистой совестью отказаться от замены билетов, если вылет задерживается. Компании придется вернуть полную цену, даже если вы купили дешевый вариант без права возврата. В случае задержки рейсов пассажир имеет все основания сдать любой билет. Со своей стороны, перевозчик может предложить другой рейс, но это не исключает последующей компенсации за понесенный вами финансовый ущерб.

Вылет задерживается

Обязанности авиакомпании при задержке рейса зависят от длительности накладки:

  • 1 час. Пассажиру должны дать возможность позвонить родным или связаться с ними по электронной почте. Уточняйте у сотрудников компании, почему задерживают рейс. Если ни одного представителя перевозчика найти невозможно, обращайте к сотрудникам аэропорта или звоните на горячую линию.
  • 2-3 часа. Авиакомпания должна обеспечить пассажиров напитками и холодными закусками, а родителей с маленькими детьми – доступом к комнате матери и ребенка. Все это не отменяет права требовать доступа к средствам связи. К тому же, при трехчасовом отклонении от расписания вам могут предложить пересесть на другой рейс.
  • 4 часа. Пассажиры имеют право на несколько звонков, факс и электронную почту. Конечно, сейчас большинство путешествует со смартфонами, но если гаджет разрядился или вы не хотите пользоваться роумингом, связь – все еще на совести компании. К тому же пассажиры имеют право на обслуживание в аэропорту, где они вынуждены ожидать посадки на свой рейс.
  • 5 часов. Перевозчик может предложить вернуть цену билета. К сожалению, эта процедура не мгновенная, и по объективным причинам придется подождать несколько дней, пока деньги поступят на счет. Но что делать, если задержали рейс с пересадкой, вы застряли посередине пути, и уже не имеет смысла лететь в пункт назначения? Так бывает, если вы собирались, например, на конференцию. В таком случае вас обязаны вернуть туда, где вы сели на самый первый рейс.
  • 6-8 часов. Если задержали рейс ночью, компании придется предоставить вам гостиничный номер и транспорт, чтобы вы могли добраться до него, а затем вернуться в аэропорт. Днем транспортная компания также должна позаботиться о гостинице, но только при условии, что накладка длится не меньше 8 часов. Заставить вас сидеть полноценный рабочий день в зале ожидания по своей вине перевозчик не имеет права.
  • 12 часов. Пассажиров размещают в отеле, они могут требовать возмещения понесенных убытков. Но чтобы вам могли оплатить непредвиденные расходы, сохраняйте чеки. Без них даже самый добросовестный перевозчик не сможет сделать выплаты.

Условия для получения материальной компенсации

Чтобы получить при задержке рейса компенсацию, нужно решение суда или признание «ответчиком» своей вины. У вас есть все шансы на возмещение финансовых потерь, когда причиной накладки стал овербукинг, проблемы с экипажем, отмена рейса из экономических соображений и другие ситуации, не имеющие отношения к непреодолимым обстоятельствам.

Что такое овербукинг? С этим неприятным явлением рано или поздно сталкивается каждый человек, который летает более-менее регулярно. Статистика утверждает: почти всегда есть опоздавшие или отказавшиеся от вылета в последний момент. Чтобы места в салоне не пустовали, создают излишек билетов, и на одно кресло может приходиться несколько пассажиров. В итоге оказывается, что вас физически некуда посадить, хотя вы оплатили перелет. В такой ситуации вы вправе требовать возмещения убытков.

Задержка рейса компенсация

Иногда задержка самолета происходит из-за того, что не готов экипаж. Причины могут быть самыми разными вплоть до болезни пилота или неотложной ситуации. Это, конечно, печально, но трудности компании не должны отражаться на расписании вылетов. Перевозчик обязан предусмотреть все варианты развития событий, поэтому в такой ситуации вы снова можете требовать возмещения ущерба.

Случается и такое, что сам перевозчик отменяет рейс, потому что считает его для себя невыгодным. Это не такая уж редкость. Представьте, что у некой компании есть два рейса Санкт-Петербург – Красноярск: утренний и вечерний. И на утренний рейс билетов куплено мало. Транспортная компания решает, что ей невыгодно поднимать самолет в воздух, отменяет рейс и пересаживает пассажиров на вечерний самолет. Является ли это нарушением пассажирских прав? Бесспорно! Поэтому вы можете рассчитывать на компенсацию.

Возможны и другие ситуации: коммерческая компания не способна вовремя оплатить услуги аэропорта или покрыть расходы на топливо, в результате происходит задержка рейса, что делать пассажирам? Финансовые трудности бизнеса не должны затрагивать людей, которые уже оплатили свои билеты.

Случаи, когда компенсация не предусмотрена

Несмотря на все вышесказанное, компания не всегда обязана выплачивать финансовые возмещения пассажирам. Если накладка произошла не по ее вине, спроса с нее нет. Наиболее наглядный пример непреодолимых обстоятельств – погода. Из-за гроз, тумана, града отменяют рейсы довольно часто, но что поделать? Авиакомпания не управляет циклонами, зато она обязана гарантировать пассажирам безопасность, пусть даже ценой отмены вылета.

Также компенсации не выплачивают, когда накладка вызвана устранением поломок самолета. Техническое состояние воздушного судна напрямую влияет на безопасность и здоровье пассажиров, поэтому перевозчик не должен платить за то, что выполняет свои прямые обязательства: обеспечивает безопасность тех, кто пользуется его услугами.

если задержали рейс

Наконец, авиакомпания не отвечает за накладки, связанные с обстоятельствами, на которые она не может повлиять. Например, это забастовки диспетчеров, ошибки сотрудников аэропортов, риски теракты, гражданские беспорядки и многое другое.

Что делать, чтобы получить компенсацию за задержку рейса

Для начала – не волнуйтесь, транспортная компания действительно делает все возможное, чтобы уладить ситуацию. Ведь она кровно заинтересована в соблюдении расписания. Но давайте поговорим подробно, что делать, если задержали рейс.

Первый шаг к решению проблемы: поставьте на квитанции штамп об отмене рейса, который подтверждает накладку.

Второй шаг: соберите и сохраните документы: информацию о рейсе, номер бронирования, посадочный талон или другое свидетельство, что вы купили билет.

Третий шаг: если вам заранее известно об изменении времени вылета, есть два вариант: откажитесь от авиаперелета или выбирайте другой рейс. Впрочем, есть еще и третий вариант – на случай, когда задержка не позволяет сделать пересадку: требуйте компенсации. Для этого обратитесь с претензией к перевозчику: напишите электронное письмо на официальную почту, обязательно уточните дату, номер рейса, время задержки. К письму приложите копии чеков и другие документы, подтверждающие ваши притязания.

Шаг четвертый: вы имеете право требовать возмещения всего финансового ущерба, который вы понесли из-за переноса времени вылета. Если вы не успели на концерт, экскурсию, спектакль или другое мероприятие, транспортная компания должна выплатить стоимость потерянных билетов. Если по e-mail общаться неудобно, вы можете связаться с перевозчиком через его офис или представительство. Не исключено, он сразу согласится на компенсацию, но тогда он может попросить выслать оригиналы документов заказным письмом. Сохраняйте разумную осторожность: сначала снимите со всех бумаг копии для себя.

Вашу претензию должны рассмотреть в течение 30 дней. Если за это время вам не ответили, подавайте в суд. К заявлению приложите квитанции и чеки, а также распечатку электронного письма или копию заявления перевозчику. Помните, ваши притязания должны быть разумными и обоснованными. Если провели часы ожидания за шопингом или обедом в роскошном ресторане, никто не обязан оплачивать ваши развлечения.