Около двадцати лет назад над Парижем произошла масштабная авиакатастрофа. Вылетевший в Нью-Йорк из аэропорта Шарль-де-Голль сверхзвуковой лайнер «Конкорд» рухнул сразу же после взлета, оборвав жизни более ста человек. Трагедия стала одной из главных причин отказа от использования сверхзвуковых самолетов в сфере пассажирских авиаперевозок.
Появление первых сверхзвуковых лайнеров
ХХ век ознаменовался грандиозными свершениями в авиации. Страны-мировые лидеры применяли весь свой технический и научный потенциал для наращивания гонки вооружений, не забывая уделять внимание пассажирским перевозкам. В середине 50-х мир увидел сверхзвуковые самолеты, которые по-настоящему удивили общественность невероятной скоростью перелетов.
Наибольших успехов в этой области достигли авиаконструкторы Великобритании и Франции. Правительства государств объединили усилия, и их совместное детище получило пафосное название «Конкорд». В буквальном переводе слово означает «согласие», которого добились между собой английские и французские авиакомпании.
Проект «Конкорд» стартовал в 1956 году и выглядел очень многообещающе. Однако советская власть не собиралась отставать от чуждой капиталистической системы. Почти в тот же период в СССР была спроектирована и построена новая модель самолета Туполева Ту-144. Эти суда стали использовать на внутренних линиях.
Спустя несколько лет, когда весь советский народ праздновал 70-летие октябрьской революции, состоялось открытие нового сообщения между Алма-Атой и Москвой. Расстояние в 3260 километров сверхзвуковой лайнер преодолевал менее чем за 2 часа, развивая крейсерскую скорость в 2 000 км/час.
Причины прекращения использования сверхзвуковых самолетов для пассажирских перевозок
Спустя семь лет, коммерческие авиаперевозки с применением Ту-144 сначала приостановили, а затем и вовсе прекратили. Для этого набралось достаточно причин. Пилотам управлять такой техникой было довольно сложно. К тому же, стоимость билетов на сверхзвуковые самолеты не оправдывала вложений. Увеличивать ее при небольших доходах населения не имело смысла.
Еще одним недостатком Ту-144 было то, что он мог приземлиться далеко не на каждый аэродром. Всего лишь 18 взлетно-посадочных полос на всей территории СССР были готовы принять такой лайнер, что ставило под угрозу безопасность пассажиров в случае вынужденной посадки.
Интересно, что пассажирские перевозки из Москвы в Алма-Ату осуществляли не пилоты Аэрофлота, а летчики-испытатели. Члены летного отряда единственной советской авиакомпании были задействованы только в качестве вторых пилотов.
У «Конкордов» судьба сложилась несколько иначе. Они продержались чуть дольше — с 1976 по 2003-й год.
Если подвести итоги применения «Конкордов» в гражданской авиации, стоит отметить, что:
После ужасной парижской катастрофы сверхзвуковые лайнеры летали еще около трех лет. Однако авиакомпании British Airways и Air France все же приняли решение о прекращении пассажирских перевозок на этих самолетах. Когда об этом узнали пассажиры, билеты на последние рейсы «Конкордов» можно было приобрести только через аукционы. Стоимость некоторых из них доходила до 60 000 долларов.