Финляндский — единственный вокзал Северной столицы, сохранивший свое историческое название с момента ввода в строй в 1870 году. Сегодня это крупный железнодорожный узел, обслуживающий скорые поезда дальнего международного следования и обычные пригородные электрички.
Станция, расположенная в Калининском районе, располагает 10 путями и 5 платформами островного типа. Уникальная архитектура и история сделали Финляндский вокзал объектом культурного наследия и визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Краткая история
Вокзал был назван в честь железной дороги, построенной финскими инженерами и соединившей Санкт-Петербург и финский город Рихимяки. В Петербурге ветка заканчивалась в районе Симбирской улицы, поэтому в 1870 году здесь была построена одноэтажная станция. Проект разработал русский архитектор Петр Купинский, а внутреннюю отделку выполнили финны.
История Финляндского вокзала полна знаковых событий. Именно сюда 16 апреля 1917 года прибыл паровоз с Лениным, возглавившим пролетарскую революцию. На площади перед зданием собралась огромная толпа, попросившая вождя подняться на броневик и прочесть речь. Так, в 1926 году появился знаменитый памятник «Ленин на броневике».
В блокаду вокзал был единственной транспортной артерией города. Он принимал поезда с продовольствием и отправлял эвакуированных жителей по знаменитой Дороге Жизни.
Частые бомбежки привели к серьезным разрушениям, поэтому сразу после снятия блокады началась реконструкция, в результате которой возник целый новый комплекс. Впервые в истории города свод основного здания соорудили из железобетона. Финляндский вокзал получил удобные выходы на перроны и к метро непосредственно из билетного зала (сейчас они закрыты).
В 2003-м году вокзал полностью отреставрировали. А в 2005–м на привокзальной площади был построен огромный фонтанный комплекс, ставший одним из самых романтичных и красивых мест Санкт-Петербурга.
Центральное здание Финляндского вокзала
Главный зал высотой 8 м и площадью около 1 000 кв. м занимает центральную часть пассажирского терминала. Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой размером 32,5 на 32,5 м, поддерживаемой четырьмя колоннами. Здание венчает шестнадцатиметровая башня с часами и 30-метровым стальным шпилем со звездой. Фасад получил семнадцать больших зеркальных окон и столько же аллегорических горельефов, завершающих архитектурный ансамбль.
Современный сервис вокзала
Сегодня Финляндский вокзал ─ это современный удобный пассажирский транспортный комплекс. В главном здании есть всё:
- кассы;
- магазины, кафе;
- банкоматы;
- зал ожидания;
- камера хранения;
- туалеты;
- медицинский пункт;
- справочная;
- беспроводной интернет.
К метро и остановкам общественного транспорта можно выйти через крытые переходы. Совсем рядом на ул. Боткинская имеется масса магазинов, а на Арсенальной набережной — хорошо известный концертный зал.
Кассы
Финляндский вокзал имеет 15 касс, предлагающих:
- билеты на любые направления;
- обмен и возврат ранее приобретенных проездных документов;
- получение билетов, заказанных онлайн.
Основная часть касс (1-5 и 7-15) расположена друг напротив друга у противоположных стен кассового зала. Рядом находятся электронные терминалы самообслуживания и расписание электричек, следующих через Финляндский вокзал. Кассу № 6 можно найти сразу после входа слева между банкоматом и справочной. Оплата услуг возможна как наличными, так и банковскими картами.
Направления поездов
Финляндский вокзал обслуживает движение поездов преимущественно на северных направлениях:
- региональные «Ласточки» — Карелия: Сортавала, Маткаселькя;
- комфортабельные «Аллегро» ─ Хельсинки;
- пригородные электрички: Финляндский вокзал — Невская Дубровка, Ладожское озеро, Выборг, Белоостров, Кузнечное.
Каждый час услугами станции пользуются не менее полутора тысяч гостей и жителей города.
Путеводитель по вокзалу и окрестностям
Финляндский вокзал размещен в удобной близости к одноименной станции метро (Первая красная линия). Поэтому, сюда проще добираться подземкой. Второй выход из метрополитена выводит на Боткинскую улицу, расположенную довольно далеко от входа в вокзал. Чтобы не заблудиться, следуйте указателям.
Если вы спешите на электричку, сразу после выхода из метро поверните налево. Через пару шагов со стороны площади Ленина перед вами предстанет главный вход в Финляндский вокзал.
Пассажирам с билетами в Финляндию придется пройти досмотр. Для этого нужно использовать отдельный вход со стороны Боткинской улицы и Финского переулка. Вы его найдете, если после выхода из метро пройдете направо вдоль здания вокзала примерно 100 м.
Чтобы воспользоваться метро, сразу за платформами поверните направо и идите по стрелкам. Если нужно быстрее выйти в город, следуйте налево. Этот выход обычно менее загружен, кроме того, оборудован пандусами, удобными для инвалидов и пассажиров с тяжелым или объемным багажом.
Как добраться до Финляндского вокзала
Добраться до станции можно не только на метро, но и другим общественным транспортом. В непосредственной близости останавливаются:
- автобус: № 49, № 106;
- маршрутное такси: № 30, 32, 152, 191, 262, 367, 400, 107, 177, 212, 258;
- трамвай: № 3, 6, 20, 23;
- троллейбус № 3, 8, 38, 43.
От остановки «Метро Площадь Ленина — ул. Боткинская» придется пройти порядка 350 метров, от «Финляндский вокзал» ─ 250 м, а от «Метро Площадь Ленина — Финский переулок» ─ всего 100 м.
Если вы прибыли в СПб на Финляндский вокзал, но вам предстоит вылет из Пулково, поступите следующим образом:
- Спуститесь в метро и следуйте до станции «Технологический институт».
- Сделайте пересадку на синюю линию и следуйте до станции метро «Московская».
- Поднимитесь наверх и сядьте на автобус № 39 или маршрутку № К39.
Учтите, пробки в центре, особенно в часы пик, могут помешать добраться до вокзала до отправления поезда. Если времени в запасе мало, лучше воспользуйтесь услугами питерского метрополитена.
Финбан или Финвал
За многие годы Финляндский вокзал в СПб приобрел в народе два прозвища: «Финбан» и «Финвал». Первое — сокращение от немецкого «Finnischer Bahnhof», второе ─ от русского «Финляндский Вокзал». Услышав эти слова из уст петербуржцев, не удивляйтесь. Это всего лишь проявление любви и уважения к знаменитому вокзалу и богатой истории российского железнодорожного транспорта.