ПОДЕЛИТЬСЯ
Аэробус — лидер в мире авиастроения

Понятие «аэробус» получило широкое распространение не сегодня. Еще в начале прошлого века так называли аэропланы, сравнимые по вместимости с популярным наземным транспортным средством. Но во время Второй Мировой войны о нем забыли.

Бум воздушных пассажирских перевозок в 60-х потребовал удовлетворения растущего спроса. Американские компании приступили к производству широкофюзеляжных лайнеров, способных переносить больше пассажиров через океаны. Европе тоже требовались самолеты, адаптированные к перевозкам большого числа пассажиров с высоким уровнем комфорта. Так возродилась идея воздушного автобуса.

В 1967 году правительства Франции, Германии и Великобритании объединили усилия, подписав договор о консорциуме и совместной разработке нового европейского лайнера. Через два года результат был продемонстрирован на выставке в Ля-Бурже. 300-местный А-300 стал первым детищем концерна, получившим название Airbus Industrie. Так Аэробус стал официально запатентованным товарным знаком.

В 90-х в результате конкуренции между производителями определились основные игроки рынка:

  1. The Boeing Company (США), до сих пор удерживающая внутренний американский рынок.
  2. Airbus S.A.S., являющаяся юридическим лицом Франции, но представляющая консолидированную авиационную отрасль Европы.

Именно они поделили мировой рынок пассажирских самолетов самых востребованных классов. В итоге, мы, как правило, летаем на лайнерах этих двух компаний.

«Аэробус» — это крупнейший авиастроительный концерн

Масштабы производства

Сегодня «Аэробус» — это крупнейший авиастроительный концерн, поставляющий продукцию гражданского и военного назначения в десятки стран. Это флагман мирового авиастроения с богатым достижениями прошлым и настоящим, полным инноваций.

Специфика производства крупных самолетов в Европе потребовала большой специализации. Концерн имеет заводы в четырех европейских странах (включая Испанию), каждый из которых производит определенные узлы и детали. В поставке материалов (титан) и разработке компонентов принимают участие и российские компании. Окончательная сборка осуществляется на заводах в Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия).

Штат сотрудников примерно 50 тыс. человек и продуманная логистика обеспечивают впечатляющие масштабы производства.

Первый лайнер был введен в эксплуатацию только в 1974 году, но темпы производства год от года увеличивались. В 2021 году заказчикам было поставлено 611 лайнеров разных типов (на 45 больше, чем годом ранее). За первые 9 месяцев 2021-го выручка составила €35,2 млрд. Boeing поставил вдвое меньше, таким образом, европейский авиастроитель третий раз подряд был признан крупнейшим в мире.

За все время существования концерн произвел свыше 6,4 тыс. лайнеров. Boeing в общей сложности выпустил примерно столько же, но в этом году его пакет заказов оказался шире (909 самолетов против 771). Американцы имеют более развитую линейку продуктов, а европейцы ─ более высокий потенциал для улучшения.

Семейства моделей самолётов Airbus

Модельный ряд концерна предоставляет широкие возможности по дальности и загрузке.

A320

В начале 80-х появился A310 ─ укороченный вариант A300, не снискавший успеха. В 1984 году началась разработка A320, ставшего одним из самых массовых в мире.

В 1993-м был создан Аэробус с удлиненным фюзеляжем ─ A321, а в 1999-м ─ A319, имеющий укороченный фюзеляж, но увеличенную дальность полета. На его базе был разработан корпоративный ACJ — самолет VIP класса, рассчитанный на дальность 12000 км, а также A319LR — пассажирский вариант с дальностью до 8300 км.

Самый маленький ─ A318 поступил в эксплуатацию в 2003-м, но признания не получил. На его базе также была разработана модификация Elite.

A320neo

С 2016 года в эксплуатацию начали поступать Аэробусы с индексом Neo (New Engine Option):

  • A319neo ─ для протяженных линий (до 7500 км) с небольшим пассажиропотоком (120-150);
  • A320neo ─ базовая модель, способная перевозить 150-180 пассажиров на дальность до 6800 км;
  • A321neo ─ версия с удлиненным фюзеляжем для перевозки 185-220 пассажиров на расстояние до 6800 км.

A330/340/350

В 1987 году стартовала работа над Аэробусами для линий большой протяженности ─ 2-хдвигательным A330 и 4-хдвигательным A340. Новое крыло с большей относительной толщиной позволило увеличить объем топливных баков. Но даже A340-500, рассчитанный на дальность полета 16700 км, не мог конкурировать с Boeing 777-200LR (17400 км).

Последующая разработка ─ A350XWB — смогла. Также в 2017 году был представлен A330neo, предназначенный соперничать с Boeing 787.

Самый Большой Аэробус

В конце 2005 года концерн представил широкофюзеляжный, 4-хдвигательный двухпалубный A380 с максимальным взлетным весом 560 тонн. В проекте приняли участие московские конструкторы.

Самый Большой Аэробус

Что такое особенное предлагает этот Аэробус? Самолет разработан для обслуживания межконтинентальных линий. Гигант вмещает 440 пассажиров в трехклассовом салоне (853 в одноклассовой конфигурации) и может преодолевать дистанцию 15400 км!

Коммерческая эксплуатация A380 началась в 2007-м. Все было произведено 207 единиц, которые раскупили крупнейшие авиаперевозчики:

  1. Emirates Airline ─ 92;
  2. Singapore Airlines ─ 19;
  3. Lufthansa ─ 14;
  4. Qantas Airways, British Airways ─ по 12;
  5. Air France, Korean Air ─ по 10;
  6. Malaysia Airlines, Thai Airways ─ по 6;
  7. Qatar Airways – 7;
  8. Etihad Airways – 8;
  9. China Southern Airlines – 5.

Планировалось выпускать Аэробусы в трех модификациях, одна из которых могла бы перевозить более 1000 пассажиров. Однако ввиду низкой рентабельности, в настоящее время проект заморожен.

Технологии

Airbus может гордиться своими достижениями. В частности, унифицированными кабинами и бортовыми системами, снижающими нагрузку на экипаж.

Электродистанционная система управления (Fly-by-Wire)

Электродистанционная система управления, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от пилота к исполнительным механизмам с помощью электрических сигналов, впервые в мире появилась на A320. Сегодня ЭДСУ является стандартом для оснащения современных самолетов «Аэробус» и других компаний.

Airbus Group

CityAirbus

В 2019 году концерн приступила к испытаниям воздушного такси CityAirbus, созданного в рамках концепции городской аэромобильности. Полностью электрические аэробусы с четырьмя посадочными местами будут использоваться для доставки пассажиров из центров европейских городов до аэропортов.

Airbus Defense and Space

Подразделение Airbus Group, ответственное за оборонную и аэрокосмическую продукцию, было образовано в январе 2014 года в рамках реструктуризации Европейской аэрокосмической и оборонной компании (EADS).

Airbus Defense and Space ─ вторая в мире аэрокосмическая корпорация (после Boeing) и одна из десяти ведущих оборонных компаний. Основные направления бизнеса:

  1. Военные самолеты: истребители Eurofighter Typhoon, авиатанкер A330 MRTT, экспериментальные и транспортные самолеты A400M, C-212 Aviocar, CN-235 и C-295.
  2. Космические системы: стратегические противоракетные и оборонные системы, пусковые установки, разведывательные системы, спутники связи и платформа Atlas, ракетные двигатели, семейство ракет Arian, программа космического корабля Orion и МКС Columbus.
  3. Связь, разведка и безопасность: предоставление информации правительственным учреждениям, безопасные коммуникационные решения для госструктур.
  4. Беспилотные воздушные системы (UAS): Zephyr и др.

Итак, Аэробус производит не только самолеты. В корпорации работает 140 тыс. человек, а ее доля доходов в материнской компании составляет пятую часть.